мир права

Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь

Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 136

Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

На основании пункта 15 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 200, 8/15353);

пункт 5 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 57, 8/21990).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения
Республики Беларусь

В.И.Жарко

19.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

М.А.Щеткина

21.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

А.М.Харковец

21.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

К.А.Сумар

17.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

А.Н.Косинец

15.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

14.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

21.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

19.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

П.М.Рудник

15.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

22.07.2011

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

25.07.2011 № 136

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.

2. Специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях дошкольного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях общего среднего образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

3. Обучение и воспитание в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания (далее, если не указано иное, – группы и классы) осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящей Инструкцией, иными актами законодательства Республики Беларусь.

4. Основными задачами деятельности групп и классов являются:

освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития (далее, если не указано иное, – обучающиеся) в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;

исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.

5. Решение о создании групп и классов принимает учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

6. Прием обучающихся в группы и классы для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

7. Наполняемость групп и классов определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

8. В учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.

9. В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса, осуществляются социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи.

10. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

11. Методическую помощь и поддержку педагогическим работникам учреждений образования, иных организаций, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в их работе с лицами с особенностями психофизического развития, оказывают специалисты ЦКРОиР.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ, ГРУППАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

12. При организации интегрированного обучения и воспитания воспитанников с особенностями психофизического развития образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания.

13. Формирование специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся.

14. Специальные группы комплектуются воспитанниками с особенностями психофизического развития.

В специальных группах реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

15. Группы интегрированного обучения и воспитания формируются из воспитанников с особенностями психофизического развития и воспитанников, не относящихся к лицам с особенностями психофизического развития.

В группах интегрированного обучения и воспитания реализуются образовательная программа дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования и (или) образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

16. Образовательный процесс в группах интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, на основе типового учебного плана дошкольного образования, а также соответствующих учебных планов специального образования, указанных в пункте 3 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год утверждается руководителем учреждения образования, руководителем иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по согласованию с ЦКРОиР, координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

17. В группе интегрированного обучения и воспитания с воспитанниками с особенностями психофизического развития организуются коррекционные занятия, которые проводит учитель-дефектолог.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ, КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

18. При организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания.

19. Формирование специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся.

20. Специальные классы комплектуются учащимися с особенностями психофизического развития.

В специальном классе реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

21. Классы интегрированного обучения и воспитания комплектуются учащимися с особенностями психофизического развития и учащимися, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

В классах интегрированного обучения и воспитания реализуются образовательная программа общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования и (или) образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

22. Образовательный процесс в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением общего среднего образования на основе типового учебного плана средней школы, а также соответствующих учебных планов специального образования, указанных в пункте 4 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

23. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель и учитель-дефектолог при наличии в классе интегрированного обучения и воспитания следующего количества учащихся с особенностями психофизического развития:

3 учащихся с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность, неслышащие, незрячие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или 5–6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);

или 3–4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития.

24. В случае, если количество учащихся с особенностями психофизического развития меньше, чем определено в пункте 23 настоящей Инструкции, с ними организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования.

25. Учащимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), незрячим учащимся в классах интегрированного обучения и воспитания дополнительными работниками учреждения общего среднего образования оказывается помощь в организации образовательного процесса.